Руководителю службы охраны труда
опыт коллег

Как провести чек-ап СУОТ, чтобы отчитаться перед руководством и поставить цели на следующий год

Екатерина ТОМИЛОВАруководитель службы охраны труда ООО «Региональная сеть предприятий питания»

В статье разобрали, по каким индикаторам определять, что СУОТ функционирует с нарушениями. Провести чек-ап нужно в декабре, чтобы оценить достижения в ОТ и поставить цели на следующий год. Своим опытом и образцами ЛНА поделилась руководитель службы ОТ организации, которая работает под брендом «Вкусно и точка» на правах франшизы.

Чтобы полноценно использовать интерактивные сервисы в статье, перейдите в полную версию сайта

Чек-ап СУОТ с разной периодичностью нужно проводить в каждой организации. Некоторые процедуры — аудиты и анкетирование в нашей компании организуем регулярно по графику или при наличии оснований. В конце года проводим контрольный чек-ап. Он помогает понять, насколько результативны меры безопасности в компании и на что обратить внимание в следующем году. Далее в статье расскажу, с какими проблемами столкнулись и как сейчас проводим эффективный чек-ап.

Не понимали, по каким индикаторам определять нарушения в функционировании СУОТ

Важно

В Положении о СУОТ четко пропишите процедуру чек-апа — укажите периодичность, показатели и ответственных лиц

Не могли определить, что анализировать, чтобы выявить нарушения в функционировании СУОТ. Начали с самого очевидного — анализа травматизма, так как причины НС и микротравм указывают на слабые зоны в СУОТ. Какие данные о травматизме анализируем и как автоматизируем процесс, читайте в статье.

Пример

При анализе травматизма выявила, что в подразделении за год произошло четыре НС по одной и той же причине — ожог. Так как все необходимые мероприятия соблюдают, нужно искать недостатки в СУОТ глубже. Для этого я лично посетила подразделение: наблюдала за выполнением рабочих процессов и опросила работников.
Выяснилось, что качество проведения инструктажа на рабочем месте неудовлетворительное: работникам не показывали, на какие опасные зоны следует обращать особое внимание. Чтобы устранить выявленные недочеты, разработала методические материалы и организовала внеплановый инструктаж. На следующий год запланировала специальные тренинги для ответственных лиц подразделений, чтобы повысить уровень их знаний и навыков в проведении инструктажей. 

Обратите внимание

Не пренебрегайте профилактикой травматизма и делегированием задач — это поможет минимизировать вероятность НС

В организации регулярно проводим анкетирование работников, чтобы узнать, довольны ли они условиями труда, а также собрать их предложения по улучшению процессов и выявить нарушения в функционировании СУОТ. Я одна в службе ОТ, поэтому работников анкетируют ответственные за ОТ в подразделениях, всего их 101. Если есть вопросы или замечания, ответственные обращаются ко мне. Образец анкеты смотрите в конце статьи.

Ответственные в подразделениях — директоры и координаторы документооборота регулярно проводят аудиты. Я разрабатываю и актуализирую чек-листы с учетом изменений в процессах для аудита в подразделениях. Советую не включать в чек-лист слишком много вопросов. По опыту это делает процедуру более формальной и менее результативной, так как чек-лист будут воспринимать как обременительную обязанность, а не полезный инструмент для улучшения рабочих процессов. Поэтому важно не перегружать его вопросами: сосредоточьтесь на важных моментах исходя из результатов оценки профрисков, спецоценки и анализа травматизма.

Скачать:

Чек-лист

Кликайте по половинкам чек-листа, чтобы увеличить их или свернуть

Если чек-лист не отображается, обновите страницу — нажмите F5

Анализирую больничные листы, чтобы отследить рост или снижение заболеваемости и ее причины. Выгружаю листы из системы и проверяю, насколько часто работники болеют и почему. Если работник часто на больничном, скорее всего он перегружен и нужно скорректировать его нагрузку. Чтобы снизить заболеваемость, можно организовать профилактические или спортивные мероприятия.

Количество больничных листов влияет на страховой тариф. Мы два года пытаемся его снизить, но пока безуспешно. Для этого в организации не должно быть тяжелых НС и выплаты СФР по больничным листам не должны превышать сумму, которую компания отчисляет в фонд. Иначе СФР может отказать.

Уровень усталости повышает риск НС, поэтому у каждого работника при трудоустройстве уточняем, не планирует ли он трудиться по совместительству. Объясняем, что информация нужна, чтобы составить для него оптимальный график и корректировать нагрузку.

Обратите внимание

Анализ заключительных актов помогает обосновать руководству необходимость расширения программы ДМС

Проверяю заключительные акты, чтобы медосмотры стали менее формальными и более качественными. Объясняю руководителям, чтобы проговаривали на инструктажах работникам важность медосмотров и необходимость доносить врачу актуальную информацию о своем здоровье. Так сокращаем количество НС и больничных листов, а также выявляем заболевания на ранней стадии.

Сверяю запланированный бюджет с реальными затратами на мероприятия по ОТ, чтобы убедиться, что нет значительного перекоса. Если вышли из бюджета или, наоборот, не доплатили, это индикатор, что СУОТ не эффективна. Большие перекосы в бюджете могут показать, что некоторые обязательные мероприятия не провели или, например, обучили работников по программам, которые им не нужны. Также отход от бюджета показывает, что скорее всего допустили ошибку в планировании на год.

Появилась необходимость подстраивать СУОТ под многочисленные изменения в законе

НПА по охране труда стали обновлять дважды в год, поэтому теперь нужно особенно тщательно проверять ЛНА на соответствие новым требованиям. Для этого сравниваем законы и внутренние документы компании.

В прошлом году использовали сервис Актион Охрана труда. Он помог не только проверить ЛНА на актуальность, но и скачать недостающие документы, чтобы доработать их под свою специфику. В этом году применяем тот же сервис, его актуализировали и добавили новые образцы по изменениям в законе. Используйте сервис из статьи в работе, чтобы провести аудит ЛНА.

Нужно не ошибиться в постановке целей в ОТ на следующий год

Во время аудита периодически выявляем недостатки в планировании на текущий год. Например, на 2024 год я ставила цель — перейти на внутреннюю систему обучения. В процессе перехода решили, что выгоднее обучать работников в корпоративном учебном центре. Так отошли от плана, но при этом сэкономили. Поэтому не забывайте оценивать прогресс и корректировать действия, когда реализуете цель.

Четкие цели помогают систематизировать работу по ОТ в организации, минимизировать риски и снизить травматизм. Формулирую их на основе чек-апа СУОТ, чтобы они были максимально реалистичными. Так цели поддержат ответственные и руководство.

В этом году планирую ввести в компании регулярную практику предоставления дополнительных компенсирующих мер на основе медрекомендаций лечащего врача. Это поможет учитывать физическое состояние работников и максимально защитить их здоровье. Например, у нас был случай, когда у подростка вылетела коленная чашечка и он не придал ему значения, так как это его физиологическая особенность. Запросили заключение лечащего врача и выдали ему специальный бандаж за счет работодателя. 

Образцы документов

Скачать:

Анкета
(вернуться в статью >>>)

Если анкета не отображается, обновите страницу — нажмите F5