Организация работы по охране труда
нарушения правил охраны труда

Инструмент для специалиста по ОТ, чтобы избежать ответственности за чужие ошибки

Алена ЧЕЛЫШЕВАэксперт журнала «Справочник специалиста по охране труда»

В статье рассказали, как специалисту по ОТ использовать предписание, чтобы при проверке ГИТ не отвечать за чужие нарушения. Узнаете, как правильно оформить документ и проконтролировать его исполнение. Готовые образцы предписания и служебных записок помогут правильно организовать процедуру.

Чтобы полноценно использовать интерактивные сервисы в статье, перейдите в полную версию сайта

Зачем специалисту по ОТ выдавать предписания

Обратите внимание

Проверяйте ЛНА о назначении ответственных, чтобы не отвечать за чужие нарушения

Специалист по ОТ может использовать предписания, чтобы контролировать, как соблюдают требования охраны труда работники организации. Предписание поможет доказать при проверке ГИТ, что вы в рамках своих должностных обязанностей сделали все, что от вас зависело.

При проверке инспектор определяет ответственное лицо за организацию охраны труда в подразделении, где выявил нарушение. Инспектор привлечет директора, который обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда, и виновных должностных лиц. Если не закрепить ответственных по каждой процедуре, отвечать за нарушения будет специалист по ОТ.

Пропишите в СУОТ и других ЛНА задачи и функции работников в области охраны труда, чтобы снять с себя часть ответственности. Например, за выдачу направлений на медосмотры можете назначить работника кадровой службы, а за обеспечение СИЗ — специалиста отдела снабжения. За допуск к работе без обучения или медосмотра — непосредственного руководителя. Специалист по ОТ не должен отвечать за всю охрану труда в организации.

Как сделать предписание рабочим инструментом

Используйте алгоритм из пяти шагов, чтобы правильно составить предписание и при проверке избежать ответственности за чужие нарушения.

Шаг 1

Разработайте чек-листы для проверок. Этот шаг не обязателен, но чек-листы помогут выявить нарушения при плановых и внеплановых проверках. Организация проверок и подготовка материалов к ним занимают много времени, поэтому используйте составленные заранее чек-листы. Также вы сможете сразу отметить в них все нарушения, чтобы зафиксировать данные.

Подготовьте чек-листы в зависимости от количества видов работ, которые выполняют в организации. Если их несколько, удобно разработать шаблон по каждому. Укажите в чек-листе все требования охраны труда из ПОТ по видам работ. Можно разработать проверочные листы для каждого подразделения и указать в них все требования к выполняемым работам. При необходимости дорабатывайте чек-листы в процессе проверок.

Шаг 2

Проводите плановые и внеплановые проверки. Составьте и утвердите график с учетом структуры организации и специфики производственной деятельности. Начните проверки с подразделений, в которых по результатам оценки профрисков выявили высокие или значительные уровни. Внеплановые проверки проводите в подразделениях, где чаще выявляли нарушения.

Шаг 3

Составьте предписание. Форму документа законом не утвердили, поэтому используйте образец, который можете доработать с учетом особенностей организации. Укажите в предписании дату, когда составили документ, и данные руководителя подразделения, которому его выдаете. Перепишите из чек-листов все обнаруженные нарушения со ссылками на НПА и обязательно укажите сроки устранения нарушений. Распечатайте предписание в двух экземплярах — для себя и руководителя подразделения.

Шаг 4

Выдайте предписание руководителю подразделения. Предписание всегда выдают руководителю подразделения, так как именно он отвечает за соблюдение требований ОТ подчиненными. Проконтролируйте, чтобы руководитель поставил подпись и дату, когда получил документ. После устранения нарушения он письменно уведомляет специалиста по ОТ, который ставит отметку в предписание.

Шаг 5

Контролируйте исполнение предписаний. Если руководитель подразделения не исполняет предписание, выдайте ему повторное с новым сроком. Для контроля сроков устранения нарушений можете вести таблицу в Excel (рисунок). В ней отфильтруете данные по дате исполнения, Ф. И. О. или подразделениям. Или контролируйте сроки в бумажном журнале, если вам так удобнее. Вести эти документы необязательно, но они помогут отслеживать исполнение предписаний.
Таблица контроля сроков устранения нарушений

Сообщите директору, если руководитель подразделения не устранил нарушения и не объяснил причину. Составьте служебную записку по образцу. Если руководитель проигнорировал повторное предписание, используйте образец в конце статьи.

Если нарушения не устранили из-за отсутствия финансирования, составьте служебную записку. Укажите в ней, чем грозит невыполнение мероприятий по охране труда, и напишите размер штрафов для организации и должностных лиц. Так поможете руководителю подразделения получить финансирование и снимете с себя ответственность за нарушения.

Пример. Специалист по ОТ проходил мимо строительной площадки и увидел, что слесари выполняют работы на высоте без СИЗ. Он оформил предписание, но руководитель работ сообщил, что не может устранить нарушение, так как закончился срок эксплуатации СИЗ, а на закупку новых не выделили средства. Специалист по ОТ написал служебную записку директору, в которой обосновал необходимость затрат и штрафы за отсутствие СИЗ. Так он обезопасил себя от ответственности за бездействие работодателя.

Образцы документов

Скачать:

Предписание специалиста по ОТ
(вернуться в статью >>>)

Журнал учета предписаний специалиста по ОТ
(вернуться в статью >>>)

Служебная записка о привлечении к дисциплинарной ответственности
(вернуться в статью >>>)

Служебная записка о приостановлении работы оборудования
(вернуться в статью >>>)

Служебная записка о финансировании мероприятий по ОТ
(вернуться в статью >>>)

Если документы не отображаются, обновите страницу — нажмите F5

 
Звезда
за правильный ответ
Неправильно
Правильно!
В каком документе прописывают обязанности и ответственность работников в области охраны труда?
Положение о СУОТ
Трудовой договор
Все вышеперечисленное